Красота в кризис: как бьюти-индустрия пережила 2016

Обозреватель Forbes.kz опросила владельцев и руководителей казахстанских салонов красоты.
Еще несколько лет назад салоны красоты в крупных городах Казахстана открывались на каждом шагу. Но на рынке им не было тесно - у всех были клиенты и все могли заработать. Однако после девальвации 2015 года ситуация изменилась кардинально, и многим владельцам «красивого бизнеса» пришлось переформатировать свою работу, а некоторым – и вовсе уйти с рынка.

Турсун Махмуджан.Президент Ассоциации индустрии красоты РК Турсун Махмуджан признался, что бьюти-индустрия также подвержена влиянию изменений курса нацвалюты: доходы салонов красоты сократились на 10-12% за 2016.
- Безусловно, некоторые салоны вынуждены были закрыться, другие адаптировались к сложившейся ситуации и начали проводить больше акций и предоставлять скидки, - рассказал Турсун. - Устоят те салоны, которые сейчас правильно ведут бизнес.
Турсун Махмуджан отметил, что эта индустрия очень молодая и еще находится на стадии развития.
- За рубежом салоны красоты открывают только профессионалы, что нельзя сказать о Казахстане. Конечно, люди из этой сферы лучше понимают особенности бьюти-бизнеса. И, конечно, у тех, кто не является специалистом в этой области, а просто инвестировал в нее, меньше шансов на успех, - уверен эксперт.
Между тем, по мнению президента ассоциации, кризис позволяет индустрии стать профессиональнее и гибче.
- Поток клиентов сократился. Мастера становятся профессиональнее, они понимают, что конкуренция большая и они должны обучаться. Салоны красоты снижают цены, несмотря на то, что расходные материалы – из-за рубежа, - описал собеседник ситуацию в бизнесе.

Инна Санникова.Основательница центра красоты и стиля Hollywood Инна Санникова рассказала об изменениях, которые произошли на рынке после девальвации тенге.
- Поток клиентов практически не изменился, но мы стали оказывать меньше услуг. Если раньше в нашем салоне они могли получить все услуги, не задумываясь о стоимости, то сейчас клиенты останавливаются на более важных для них вещах. Наши постоянные клиенты стали приобретать меньше услуг даже не потому что у них стало меньше денег. У них больше стало уходить на здоровье. Они стараются больше выезжать на отдых и меньше тратить на развлечения и удовольствия, такие, как посещение салона, - сообщила собеседница.
По наблюдениям Инны Санниковой, по-прежнему продолжают пользоваться высоким спросом стрижки, окрашивание волос при седине, депиляция, маникюр и педикюр. А вот к услугам визажиста стали прибегать реже.
Также, по ее словам, возрос интерес к обучению. Стала пользоваться большей популярностью школа макияжа, которая была запущена еще в 2010. Сейчас обучение в сфере красоты очень популярно. При этом дамы обучаются как для себя, так и для того, чтобы потом стать мастером и начать работать в этой сфере.
Более того, по информации Инны Санниковой, на салоны красоты повлияло не только обесценение нацвалюты, но и смена тенденций
- Бум в нашей сфере был с 2012 по 2014, когда еще не ушла мода на наращивание ногтей, искусственный загар. Сейчас акцент делается на уходе и здоровье. Но к этому мы тоже приспосабливаемся и предлагаем новые услуги по уходу, - рассказала она.
В текущей ситуации специалист видит как положительные, так и отрицательные стороны. По ее словам, салонов всегда много зарывалось и открывалось. Но в кризисный год не справиться смогли больше салонов.
- Есть плюс в этом кризисе: сейчас неблагополучные салоны уходят. Вместе с тем, больше стало мастеров, работающих на себя, и это минус. В домашних условиях невозможно соответствовать требованиям санэпидинстанции, правильно дезинфицировать оборудование и инвентарь, - отметила спикер.
Несмотря ни на что Инна Санникова уверена, что ситуация в отрасли начнет меняться в лучшую сторону.
- Это ситуация временная. Нашим гражданам нужно время, чтобы адаптироваться к ситуации. Мы для себя сделали выводы – надо усиливать рекламу и пересматривать цены. Несмотря на девальвацию и на то, что расходные материалы мы закупаем за рубежом, и их стоимость возросла минимум на 25%, мы повысили цены лишь на отдельные виды услуг, но сделали скидки для комплексного вида услуг. Мы сформировали пакетные предложения, и люди стали активнее ими пользоваться. На комплекс – маникюр плюс педикюр уменьшили сумму за две услуги на 15-20%, добавив туда еще покрытие гелем, - поделилась она секретами.
Основательница студии The Beauty Bar, мастер по визажу международного класса Адель Ардаширова уверена, что оставаться на рынке и успешно конкурировать с другими салонами даже в кризисной ситуации можно, если знать, кто твой клиент, и каждому из них предлагать интересные акции и услуги.

Адель Ардаширова.- Состояние наших салонов, несмотря на кризис, нельзя назвать критическим. Новые салоны продолжают открываться, так как спрос есть, - говорит Адель Ардаширова. - В нашем бизнесе существует сезонность – в январе и феврале стабильно подает поток клиентов. Но для салонов, которые которые работают на рынке не один год, это не проблема. Они совместно с маркетологами разрабатывают различные акции, предлагают интересные продукты и скидки. Мы, например, разработали акции на разные услуги на каждый день недели. Клиенты приходят, и снижение потока как такового мы не наблюдаем.
Все спикеры отметили, что клиенты в первую очередь идут к мастерам по педикюру и маникюру. Однако директор студии нейл-стилистов «Руки-Ноги» Наталья Гуцалюк рассказала, что кризис затронул и ногтевой бизнес.
- Ранее у мастеров запись шла минимум за неделю, и попасть к ним было невозможно. Сейчас вы можете позвонить и день в день попасть на процедуру в удобное для вас время. Это говорит о том, что поток клиентов сократился, - сообщила она.

Наталья Гуцалюк.Но, заметила спикер, если салоны выдерживают правильную ценовую политику и не поднимают цены, клиенты не уходят. Правда, бороться приходится за каждого.
- По собственному салону могу сказать, что мы продаем комплексы, делаем большие скидки на пакет услуг. Также разработали систему бонусов – это может быть дизайн, покрытие лаком или гелем. Каждый вторник (это наименее загруженный день) у нас действует акция – минус 20% на услуги. Сейчас у нас во вторник 100% загрузка. Салоны должны предлагать разнообразные продукты лояльности. Это могут быть сертификаты со скидками и многое другое, - считает она.
Также, по словам Натальи Гуцалюк, сегодня люди больше внимания уделяют уходу, и поэтому салоны пытаются развивать аппаратную косметологию.
- Здесь нам тяжело конкурировать с врачами, которые имеют право колоть различные инъекции. И если на аппаратные процедуры вам надо пройти целый курс, то инъекции дают моментальный эффект. Вот с ними нам тяжело конкурировать, - призналась она.
Между тем, несмотря на кризис, согласно прогнозу Euromonitor на 2016, рынок услуг, косметики и продукции личной гигиены в РК развивается и показывает рост. По их данным, объем рынка в 2016 достиг $547,23 млн с повышением на 3,9%, а за период 2015 по 2019 вырастет до $609,58 млн с общим приростом на 15,8%.
 

Венера Гайфутдинова

Серіктестер

NK Lash & Brow market
BEAUTY PROF
Школа красоты Ахметова
MyEpil2
Star Nails
Nurgaliyeva Kamilla
Колледж Перспектива
Demmi
O P I
BarberHouse
Oksana
Нейл Арт Студия
Elite Nails
Remi Nail Systems
Akhatova Lashes
Balisard
Browissimo
MEN'S WORLD
Учебный центр NB
MyEpil
Ansastasia Kuratova