Казахстанки экономят на себе. Разорился каждый пятый салон красоты в РК

О негативных изменениях в бьюти-индустрии рассказали участники рынка

 
Парикмахерские и салоны красоты — среди самых пострадавших от коронакризиса. Так, в Алматы их закрыли в числе первых — 21 марта, потом позволили открыться 18 мая, потом снова закрыли 5 июля и открыли 17 августа. Требования по санитарии к ним были самыми строгими. До середины сентября салонам было запрещено работать по выходным. Как отразились все эти удары на отрасли, есть ли шансы на восстановление и когда оно может произойти? На эти и другие вопросы ответили мастера, владелец салона и руководитель профильной ассоциации.
 
По словам мастера маникюра Ирины Черниковой, клиенток стало ровно в два раза меньше.
 
- Постоянные клиенты салона вернулись, обрадовались, что мы открылись. Клиентки, которые начали ходить после Нового года, разбежались, я так думаю, по надомницам, - сказала она. - Я не уверена, что мастера, принимающие на дому, соблюдают хоть какие-то санэпидтребования. Эти требования даже не во всех салонах выполняют, порой «стерилизуют» инструменты в контейнере с ультрафиолетовой лампой, который предназначена для хранения уже стерилизованных инструментов.
 
Средний чек, на взгляд мастера, не изменился, но мешают ограничения в площади на одного человека.
 
- Нельзя, например, делать маникюр и педикюр одновременно, а это очень неудобно для клиенток, - уточнила Ирина.
 
То, что значительная часть мастеров ушли из салонов работать на дому, подтверждает Оксана Абитова, владелица алматинского салона ногтевого сервиса Lady May, но причины уменьшения количества клиентов она называет другие.
 
- Поведение клиентов не изменилось — их просто стало меньше. Думаю, часть, которая работает на удаленке, отказались от услуг салонов, а часть ушли на дом или в те салоны, которые работали подпольно в карантин и которые продолжали в выходные работать подпольно, - предположила она.
 
Вообще, запрет работы в выходные дни «очень, очень сильно бил по бюджету», говорят все мастера.
 
- У нас суббота приносила 30% недельной выручки, - отметила Оксана Абитова. - Плюс сказываются ограничения по количеству клиентов, одновременно находящихся в помещении.
 
По подсчетам Абитовой, доходы салонов упали очень существенно.
 
- Полный месяц мы работали только в июне, закрыли его на 40% меньше, чем раньше. Связано это, конечно, с карантином. Цены мы не повышали и не собираемся. Случаев закрытия «знакомых» салонов не знаю, но когда мы нанимали на работу администратора, нам звонили много кандидатов, и все говорили, что ищут работу в связи с тем, что салон закрылся, - рассказала она и сделала невеселый вывод: - Мне кажется, сентябрь мы закроем этот год с доходом на уровне 40% от прошлого года.
 
У Евгения Крылова, парикмахера с 22-летним стажем, цифры немного ниже.
 
- Процентов на 40 уменьшилось количество клиентов. Думаю, мелкие парикмахерские с низкими ценами работают так же, как раньше, а вот дорогие салоны просели даже больше, чем мы - «середнячки». Оставить за одно посещение 50-60 тысяч тенге сейчас уже мало кто готов. Именитые мастера, к которым трудно было попасть, лежат на диване, - сказал он.
 
На вопрос о том, как изменился средний чек, Крылов уверенно ответил — значительно снизился.
 
- Сложные дорогие окрашивания уже не в тренде, приходят только на однотонное, вместе со стрижкой это обходится в 9-10 тысяч, раньше это было 15-20 тысяч тенге. Клиентки чаще сами себя красят краской из магазина. И приходят реже, если раньше раз в месяц — то сейчас раз в полтора-два месяца, - объяснил он.
 
Мастер согласен с другими собеседниками: запрет работы по выходным тяжело сказался на доходах:
 
- Почему закрывали — понять не могу, мы бы точно так же соблюдали все требования, как и в будни. А ведь в субботу иногда мы отрабатывали за всю неделю.
 
Около половины мастеров, по подсчетам парикмахера, ушли работать на дому и на выезд или частично стригут на дому, частично — в салонах. Он вслед за мастерами маникюра сетует, что салон живет на старой клиентуре, новые, «с улицы», практически не заходят.
 
- Салон, где я раньше работал, «Водолей», закрылся во время карантина после 22 лет работы. Его владелец умер от коронавируса, - вспомнил плохие новости Крылов и добавил: - По-моему, прежние времена уже не вернутся, такого подъема уже не будет.
 
Махмуджан Турсун, президент Ассоциации индустрии красоты РК, объединяющей 125 юридических лиц, настроен гораздо более оптимистично.
 
- Рынок сократился на 20%, - считает он. - Причиной послужило введение карантинных мер и дополнительные затраты на меры безопасности и санитарные требования. Спрос на услуги снизился на 30% (до уровня кризиса 2016 года), средний чек уменьшился на 5-10%, главная причина - снижение доходов казахстанцев.
 
Цены остались прежними, уверен глава ассоциации, кроме того, некоторые владельцы салонов объявляли акции на услуги.
 

Махмуджан Турсун. ФОТО: facebook.com/tursun.mahmud

 
Ограничения работы по выходным уменьшили доходы владельцев и мастеров салонов красоты в среднем на 30%, уточнил Турсун, в связи с тем что «большая категория граждан работает в будни, также выходные дни - это дни посещения школьников».
 
По данным ассоциации, «часть салонов закрылись, часть перепрофилировались, так как большая часть салонов находится в арендованных помещениях».
 
- Есть мастера, которые сменили профессию. Я состою в трех чатах, и до сих пор в них есть объявления о продаже бизнесов или оборудования. В этом есть и положительный аспект — из отрасли уходят непрофессионалы, - отмечает глава ассоциации. - Кроме того, есть салоны, которые открылись за последние полгода.
 
До уровня 2019 года отрасль сможет восстановиться в течение двух лет, считает Турсун.
 
- От себя хотел бы добавить, что услуги бьюти-отрасли — это прежде всего гигиена, а потом уже эстетика, - подчеркнул Махмуджан Турсун. - Например, в других странах после карантина салоны красоты уже не закрывались. И закрытие салонов в выходные привело к тому, что люди не могли получить именно гигиенические процедуры, так как в будние дни работали.
 
По данным Ассоциации индустрии красоты, в Казахстане насчитывается около 300 тыс. работников бьюти-отрасли. Вместе с дистрибуцией профессиональной косметики годовой оборот на рынке красоты оценивается ассоциацией в $600 млн.
 
Источник: https://forbes.kz/finances/markets/salonyi_krasotyi_20_otrasli_poteryanyi/

Партнеры

MEN'S WORLD
MyEpil2
Oksana
Ansastasia Kuratova
Star Nails
BarberHouse
Remi Nail Systems
Нейл Арт Студия
Учебный центр NB
Browissimo
Demmi
BEAUTY PROF
Колледж Перспектива
Elite Nails
Balisard
NK Lash & Brow market
Akhatova Lashes
Школа красоты Ахметова
MyEpil
O P I
Nurgaliyeva Kamilla